Цикл лекций к выставке «Жилище будущего»
Русский музей представляет цикл лекций к выставке арт-группы ГрОМ «Жилище будущего», которая проходит в Мраморном дворце до 12 февраля 2024 года.
Лекция Александра Боровского «Выставка «Жилище будущего» в Русском музее»
Фотохудожник Ольга Мичи, историк фотографии Алексей Логинов и искусствовед Артем Логинов создали проект, посвященный архитектурно-футуристической теме – одной из самых излюбленных в русском искусстве. Почти в каждом поколении в представления о жилище будущего вводятся новые параметры, меняются и хронологические рамки самого будущего. Проект Ольги Мичи не про архитектуру, он не стремится соперничать с постоянно прибывающими в коллективную копилку архитектурной футурологии концептами.
В центре внимания авторов – создание новой визуальной реальности, подчиняющейся дисциплине панорамного видения и дигитально сфабрикованной из множества отдельных фрагментов. Инореальность образов жилища убедительна, она может быть разной, но в каждом случае – возможной, объективной, не зависящей от настроений и ожиданий зрителя и художника.
У О. Мандельштама есть образ – «вооруженный зреньем». Назначение выставки «Жилище будущего» – вооружить зрение аудитории современного искусства, в особенности – молодежной, новым опытом видения и визуализации.
Лектор – Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея.
Лекция Олеси Туркиной «Медиаархеология в контексте российского искусства: от фотографии к виртуальной реальности»
Интерес к медиаархеологии в контексте российского искусства возник на рубеже тысячелетия, когда художники и теоретики начали переосмысливать медиакультуру во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Истоки изобретений в области современного кино и фотографии, саунд-арта и иммерсивных инсталляций, сетевого искусства и VR арт проектов обнаруживали не только в искусстве русского авангарда 1910-20-х годов и кинетизма 1960-х, напрямую связанного с идеями НТР, но и в панорамах 18-19 вв. Можно сказать, что кинетизм с его увлечением авангардом, сосредоточенностью на «медиа» и ориентиром на научное познание мира стал своеобразным прототипом для художников, которые следовали сформулированной в этой время необходимости мыслить через медиа-технологии.
В лекции представлен обзор возникших в России на протяжении последних двух десятилетий художественных явлений, связанных с медиаархеологией и повлиявших на них теорий.
Лектор – Олеся Владимировна Туркина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея.
Лекция «Актуальная фотография и пространство современной картины. Взаимосвязи»
Фотография как актуальная форма художественного высказывания стала рассматриваться лишь в последней четверти двадцатого века, что во многом объясняется смещением акцентов в искусстве в сторону новых медиа. Важный момент в развитии фотографии произошел в 1990-е, который был обозначен новейшей критикой как «желание картины». При этом современную фотографию отличает построение композиции и концептуальная основа, решенная в масштабе большой картины, что определяет художественные задачи таких мастеров, как Андреас Гурски, Томас Штрут, Кандида Хофер.
В свою очередь, и в различных проявлениях современной картины мы видим своеобразный процесс интерпретации и переосмысления фотографии, построенный на взаимосвязях. Фотография, примеряя на себя роль «новой» картины, вместе с тем ставит и вопрос о предмете искусства в чрезмерном, насыщенном потоке визуальных образов.
Лектор – Филипп Андреевич Костриц, кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея.
Лекция «Современное искусство в Русском музее: эксперимент и новые технологии»
Лекция посвящена развитию отечественного искусства конца XX - XXI века. Особое внимание уделяется работе Русского музея в области коллекционирования и репрезентации экспериментального искусства и медиаискусства. Отдельно рассматривается текущая выставка «Жилище будущего» как пример синтеза новых технологий и традиционного искусства фотографии. Обобщается опыт практической деятельности отдела новейших течений. Лекция сопровождается подробным визуальным рядом.
Лектор – Анастасия Ивановна Карлова, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Русского музея.
Круглый стол «Современное искусство и цифровые технологии: музейное измерение»
Цифровое искусство давно вошло в пространство художественной жизни, но вопросы его музейного бытования до сих пор остаются дискуссионными.
На Круглом столе обсуждаются проблемы хранения и репрезентации медиаискусства в музее, взаимовлияния цифровых технологий и экспозиционных пространств, авторского права в области дигитального искусства и нейросетей. Речь также идет о выставке «Жилище будущего» как музейном проекте, синтезирующем новые технологии и искусство фотографии.
Билеты на выставку «Жилище будущего»