Интернет-культура и художники
3 декабря 2020 года в 17 часов состоялась онлайн-трансляция лекции ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея Анастасии Ивановны Карловой «Интернет-культура и художники».
Новые технологии стремительно вторгаются во все сферы нашей жизни, в том числе и в область искусства. Художники по-разному реагируют на повсеместную цифровизацию. Часть авторов обращается к новейшим техническим средствам и широко применяет их для создания своих работ (AR- и VR-технологии, 3D-печать, компьютерная графика, искусственный интеллект и т.п.). Но, пожалуй, главной тенденцией последнего десятилетия стало критическое осмысление художниками Интернет-культуры, причем как с помощью самих дигитальных технологий, так и за счет тотального отказа от них и ухода в традиционные (или даже архаичные) художественные практики.
На лекции Анастасии Карловой особое внимание было уделено творчеству петербургских авторов 2010-х годов, для которых тема новых технологий стала центральной или оказалась объектом художественного осмысления в отдельных проектах.
В конце лекции художники, о творчестве которых пойдет речь, присоединились к диалогу онлайн. Задать вопросы зрители могли в комментариях к трансляции на канале Youtube и в социальных сетях.
В лекции приняли участие петербургские художники:
Максим Свищёв – художник, автор цифровой анимации, видеоарта и виртуальной скульптуры. Создает модели в формате трехмерного объекта, сохранившего признаки цифрового медиа. Для его работа характерны: свободное формообразование, интенсивные экранные цвета, и образы, свободные от локальных ассоциаций и культурных якорей. Проектируя виртуальный макет для реально существующего пространства, художник вступает в диалог со средой, а цифровую игру наслаивает на традиционную изобразительность.
Владимир Абих – художник, работает на стыке различных медиа и направлений: стрит-арт, интервенция, инсталляция, видео. Основные темы его произведений – размышление о месте человека в информационном пространстве и исследование влияние виртуального на реальное. Творческий метод художника строится на переосмыслении наследия стрит-арта, работе с текстом и языковыми явлениями.
Иван Тузов - художник, участник арт-группы «PARAZIT». Создаёт цифровую графику и мозаичные объекты из кафельной плитки и пластиковых трубочек, имитируя пиксельную 8-битную эстетику старых компьютерных игр. Совмещает методы глитч-арта, абстракции и компьютерной графики, занимается «развиртуализацией». Комически изображает устойчивый набор персонажей: героев поп-культуры, исторические фигуры и социальные типажи.
Иван Плющ – художник, автор инсталляций и произведений живописи. Работает в созданном им самим стиле «концептуальный формализм», основная идея которого: «только форма может передать стоящую за ней идею». С помощью техники «flowing» (утекающая живопись) изображает движущиеся фигуры, визуализируя размышления о существовании и длительности жизни.