Цикл лекций «Образы будущего» в Центре мультимедиа Русского музея
12 апреля 2021 года отмечается 60-летие первого полета человека в космос. В 1961 году советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил орбитальный облет вокруг планеты Земля и открыл эру освоения человеком космического пространства.
Этой важнейшей памятной дате посвящен цикл лекций «Образы будущего», который расскажет о том, как искусство на протяжении ХХ века опережало научные открытия и технические свершения, и как художники в свою очередь вдохновлялись идеями ученых.
Первая лекция «Космос в советском искусстве и массовой культуре» прошла 12 апреля, в день знаменитого полета Гагарина. В лекции были рассмотрены рисунки Эдуарда Константиновича Циолковского, сделанные к первому советскому космическому кинофильму «Космический рейс» (1935, режиссер Василий Журавлев), влияние космической темы на художников русского авангарда Казимира Малевича, Ильи Чашника, Николая Суетина и Ивана Кудряшова, а также космическая тема, представленной на Всемирных выставках Константином Рождественским. Возникновение технической эстетики в 1940-50-х годах в советских научно-популярных журналах, космические кино эпопеи режиссера Павла Клушанцева, «работа на космос» создателя светомузыки и экспериментальных фильмов, основателя СКБ «Прометей» Булата Галеева и легендарного художника-кинетиста и изобретателя Вячеслава Колейчука. Особая тема - космос в произведениях художника-космонавта Алексея Леонова и роль его творчества в создании космической эстетики.
Вторая лекция «Советские космические собаки» – об образе советских космических собак в массовой культуре. Лайка, Белка и Стрелка – самые знаменитые космические собаки. Они были реальными и одновременно фантастическими существами. Образы космических собак печатали на почтовых марках и открытках, значках и спичечных этикетках... Это был новый миф, возникший на пересечении утопической идеологии и космических достижений СССР. В сказках, стихах, диафильмах, научно-популярных фильмах они оставались живыми легендами, собаками-космонавтами, совершившими подвиг. Советские космические собаки заняли свое место в идеологическом пантеоне. Они были частью советской пропаганды, возможно, в ее наиболее проявленном виде. В отличие от первого человека, облетевшего Землю, у Лайки, Белки, Стрелки, Звездочки, Чернушки и многих других представителей отряда четвероногих космонавтов, нет предыстории и биографии в обычном смысле этого слова. Их биография начиналась в Институте авиационной медицины, там же и заканчивалась. Биография советских космических собак – это буквально жизнь, описанная в биологических параметрах. И в тоже время, сама идеология написала историю их подвига.
Третья лекция «Космос в современном искусстве» посвящена интерпретации темы космоса в русском искусстве 1980-х - 2000-х годов. Космос был важнейшей темой для художников русского авангарда, когда зарождались идеи космических полетов, и для искусства 1960-х годов, когда началось время практической космонавтики. В конце советской эпохи космос мог восприниматься как выход из идеологической клаустрофобии, или стать воплощением в искусстве неомодернистского мифа.
Автор цикла лекций «Образы будущего» – Олеся Владимировна Туркина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея, доцент СПбГУ, критик и куратор множества выставок, в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской биеннале «МИР: сделано в ХХ веке», автор статей и книг, посвященных космосу, среди которых «Soviet Space Dogs» (FUEL, London, 2014).
Видеозапись лекций