Медиапортал Русского музея
Медиапортал
Русского музея
ВойтиМоя медиатека
Видеоколлекция
  • Век Русского музея
    Век Русского музея
    • Музейный комплекс
    • История музея
    • Средние века
    • XVIII век
    • XIX век
    • XX век
  • Живопись
    Живопись
  • Скульптура
    Скульптура
  • Графика
    Графика
  • Народное искусство
    Народное искусство
  • Древнерусское искусство
    Древнерусское искусство
  • Русское искусство XVIII века
    Русское искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
    Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
    Русское искусство второй половины XIX века
  • Рубеж веков
    Рубеж веков
  • Русское искусство XX века
    Русское искусство XX века
  • Современное искусство
    Современное искусство
  • Выставки Русского музея
    Выставки Русского музея
  • Персоналии
    Персоналии
  • История одного шедевра
    История одного шедевра
  • Реставрация
    Реставрация
  • Музейные профессии
    Музейные профессии
Авторы
Онлайн-кинотеатр
Онлайн-трансляции
Статьи
Тесты
О сайте
  • Подписка
  • Стоимость подписки
  • Условия оплаты
  • Политика
  • Контакты
Ещё
    Медиапортал Русского музея
    Видеоколлекция
    • Век Русского музея
      Век Русского музея
      • Музейный комплекс
      • История музея
      • Средние века
      • XVIII век
      • XIX век
      • XX век
    • Живопись
      Живопись
    • Скульптура
      Скульптура
    • Графика
      Графика
    • Народное искусство
      Народное искусство
    • Древнерусское искусство
      Древнерусское искусство
    • Русское искусство XVIII века
      Русское искусство XVIII века
    • Русское искусство первой половины XIX века
      Русское искусство первой половины XIX века
    • Русское искусство второй половины XIX века
      Русское искусство второй половины XIX века
    • Рубеж веков
      Рубеж веков
    • Русское искусство XX века
      Русское искусство XX века
    • Современное искусство
      Современное искусство
    • Выставки Русского музея
      Выставки Русского музея
    • Персоналии
      Персоналии
    • История одного шедевра
      История одного шедевра
    • Реставрация
      Реставрация
    • Музейные профессии
      Музейные профессии
    Авторы
    Онлайн-кинотеатр
    Онлайн-трансляции
    Статьи
    Тесты
    О сайте
    • Подписка
    • Стоимость подписки
    • Условия оплаты
    • Политика
    • Контакты
    Ещё
      Отложенные 0 Оформить 0
      Медиапортал Русского музея
      Отложенные 0 Оформить 0
      • Видеоколлекция
        • Назад
        • Видеоколлекция
        • Век Русского музея
          • Назад
          • Век Русского музея
          • Музейный комплекс
          • История музея
          • Средние века
          • XVIII век
          • XIX век
          • XX век
        • Живопись
        • Скульптура
        • Графика
        • Народное искусство
        • Древнерусское искусство
        • Русское искусство XVIII века
        • Русское искусство первой половины XIX века
        • Русское искусство второй половины XIX века
        • Рубеж веков
        • Русское искусство XX века
        • Современное искусство
        • Выставки Русского музея
        • Персоналии
        • История одного шедевра
        • Реставрация
        • Музейные профессии
      • Авторы
      • Онлайн-кинотеатр
      • Онлайн-трансляции
      • Статьи
      • Тесты
      • О сайте
        • Назад
        • О сайте
        • Подписка
        • Стоимость подписки
        • Условия оплаты
        • Политика
        • Контакты

      Русская осень средневековья

      Главная
      -
      Статьи
      -Русская осень средневековья
      Поделиться

      Русская осень средневековья

      XVII век традиционно завершает исторический период русского средневековья. В силу этого он уже как бы тяготеет к веку XVIII, который более известен нам по знаменитым преобразованиям Петра I, основанию Петербурга, Северной войне, в ходе которой император «прорубил окно в Европу», изменению летоисчисления, начинавшегося теперь, как нам привычно, с Рождества Христова, началу  Нового года с 1 января, европейскому костюму и прочему, прочему. 

      Однако, как оказывается, «окно в Европу», стало «открываться» уже в предыдущем XVII веке, и царь Алексей Михайлович, хоть и носил титул «тишайшего», был таким же деятельным человеком, как и его сын Петр Алексеевич. Слово «тишайший» входило в состав титула царя. Тишайшим и даже  «яснейтишайшим» называли  и Петра I еще в начале XVIII века. Дело в том, что для нашего современного восприятия, тишайший обозначает совсем другое понятие. В XVII веке это слово семантически связывалось с покоем и благоденствием государства.

      При более пристальном рассмотрении XVII век будто бы расширяется и начинает играть новыми красками, таить в себе исторические проблемы и вопросы, которые кажутся нам уже более близкими и актуальными.

      Со школьной программы мы все знаем про славянофилов и западников, которые спорили о судьбе России: ориентироваться ли ей на Запад, или культивировать свой особенный путь? как смотреть на Петра I как на реформатора или того, кто заставил двигаться Россию по неверному пути? Однако еще за двести лет до этого протопоп Аввакум восклицал: «Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев!» и ругал Алексея Михайловича, что он отеческое отринул и возлюбил «странное», т.е. иностранное «богоборство».

      В течение XVII века происходили необратимые изменения в духовном мире русского человека. Именно тогда разгорелся спор сторонников древней традиции, старой веры, и новаторов, увлеченных европейской культурой. Одни провозглашали непревзойденным идеалом традиции старины, другие считали русскую культуру ничтожной.  Это противоборство выросло на религиозной почве, на вопросах веры.  Вплоть до нынешнего времени, идея об особенном пути России, основанном на христианской вере, жива и актуальна.  XVII же век вошел в историю трагическим событием – расколом Русской церкви на старообрядцев и сторонников реформы патриарха Никона.

      Раскол церкви – не одно бедствие XVII века. Смута, Соляной бунт в Москве, Новгороде, Пскове, волнения в Соловецком монастыре, Крестьянская война Степана Разина, Стрелецкий бунт («Хованщина») 1682 года – все эти события падают на это столетие, неслучайно академик А.М.Панченко назвал его «бунташным» веком.

      «Бедствия – вот из чего творится история» – так написал нидерландский историк культуры Й. Хейзинга в своей книге «Осень Средневековья», название которой преобразовалось в название выставки в Русском музее «Осень русского Средневековья». Экспозиция открылась в 2019 году, в столетие со дня выхода в печать этого знаменитого труда по культуре средневековых Франции и Бургундии в XIV-XV веках. Теперь с подачи Русского музея XVII век, который исследователи пытались классифицировать то как русский Ренессанс, то как русское барокко, соотнесен со специфическим явлением в развитии культуры – цветущим увяданием, осенью. И действительно, русская культура и искусство демонстрируют удивительное переплетение кризисных явлений и цветения форм.

      Интересный факт – слово «скука» в русском языке было письменно зафиксировано только в самом начале XVIII века, а значит, появилось в устной речи как раз в XVII столетии. Скучать, как отмечают исследователи,  может только личность. Именно она формировалась в течении этого века. Личность, которая училась сама, посредством текста, осмысливать Священное писание, вопросы нравственности и мироустройства. Кстати,  именно в XVII веке происходит сближение письменного и устного языка, формируется так называемый национальный литературный русский язык. Очень ярко это звучит в словах Аввакума: «...люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет..».  И если Аввакум считал верным включение простого языка в литературный текст и сам это практиковал в своих сочинениях, но допустить, чтобы в иконопись, т.е. в образы Христа, Богоматери, святых, проникали чисто человеческие, обыденные черты – это он считал невозможным. Современных иконописцев он ругал за то, что они святых «пишите таковых же, яко же вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стульцы».

      В среде иконописцев возник в середине XVII века термин «живоподобие», который позволил уже современным исследователям говорить о «живоподобном» стиле в произведениях иконописцев Оружейной палаты и ее круга. Ярким представителем этой манеры был крупнейший мастер XVII века – Симон Ушаков. Его икона «Троица Ветхозаветная», уже подписная, что стало обычным явлением в этом столетии, стала своеобразным символом всей выставки «Осень русского Средневековья». Икона по композиции отсылает нас, конечно, к знаменитой Рублевской «Троице» – так словно соединяется завершение средневековой культуры и ее взлет – расцвет и позднее цветение.

      Научные сотрудники Русского музея, авторы экспозиции дополнили выставку циклом лекций, с которым  можно познакомиться на нашем Медиапортале. Сама выставка  нашла свое продолжение в опубликованном Русским музее виртуальном туре «Осень русского Средневековья».


      Автор: Мария Руденская,
      ведущий специалист по научно-просветительской
      деятельности Русского музея
      службы «Виртуальный Русский музей»



      Фотогалерея
      • Русская осень средневековья
      • Русская осень средневековья
      • Русская осень средневековья
      • Русская осень средневековья
      • Русская осень средневековья
      • Русская осень средневековья

      Поделиться

      Назад к списку
      Категории
      • IT в культуре29
      • Об Искусстве41
      • Онлайн-премьеры18
      • Реставрация17
      • События66
      Статьи
      • Петровский Петербург
        Петровский Петербург
      • К 180-летию Архипа Куинджи
        К 180-летию Архипа Куинджи
      • Онлайн-лекция «Вячеслав Пакулин»
        Онлайн-лекция «Вячеслав Пакулин»
      • Космизм в русском искусстве
        Космизм в русском искусстве
      • Печатная графика Ивана Шишкина
        Печатная графика Ивана Шишкина
      Облако тегов
      лекция музей скульптура фильм
      Медиапортал Русского музея
      Моя медиатека
      Политика и Оферта
      Русский музей
      Доступ к видео
      Условия оплаты
      Статьи
      Будьте всегда в курсе!
      Оставайтесь на связи
      • Вконтакте
      • YouTube
      • Одноклассники
      Наши контакты
      media@rusmuseumvrm.ru
      г. Санкт-Петербург, Инженерная улица, дом 8
      2023 © Медиапортал Русского музея
      Сообщить об ошибке
      Создание сайта - infospice.ru infospice