Рассказы о шедеврах Музея Людвига в Русском музее
В 2020 году исполнилось 25 лет со дня открытия «Музея Людвига в Русском музее». Эта уникальная, благодаря высочайшему уровню отбора произведений, экспозиция объединяет работы выдающихся зарубежных художников второй половины ХХ века и мастеров советского «андеграунда».
Основу собрания «Музея Людвига в Русском музее» составили произведения, принесенные в дар немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. Сегодня на экспозиции музея можно увидеть около 100 произведений, среди которых - работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Йозефа Бойса, Роя Лихтенштейна, Ансельма Кифера и других всемирно известных художников.
- На Медиапортале представлены лекции из цикла «Шедевры из Музея Людвига в Русском музее». О художниках и произведениях из собрания музея Людвига рассказывает Олеся Владимировна Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ, куратор выставок современного искусства, автор многочисленных публикаций и статей.
В лекции «Легенда Жан-Мишель Баския» речь идет о крупнейшей фигуре в искусстве второй половины ХХ века, художнике, который прославился сначала как мастер граффити и стрит-арта, а затем как представитель неоэкспрессионизма. Баския решил, что станет художником в три года, в 12 создал первую работу, а в 20 - продал первую картину. В своих произведениях художник часто использовал печатные символы, газетные заголовки и другие элементы поп-культуры. Основой для его работ мог стать любой предмет - холодильник, бейсбольный шлем, дверцы шкафа или костюм от Armani.
Художник умер в 27 лет, но оставил огромное творческое наследие и стал настоящей легендой не только в сфере искусства, но и в области моды и массовой культуры.
Лекция «Роберт Раушенберг» посвящена американскому художнику, творчество которого связано с такими направлениями в искусстве как поп-арт, нео-дадаизм, абстрактный экспрессионизм, концептуальное искусство. Раушенберг стремился объединить и переосмыслить разные виды искусства - фотографию и гравюру, скульптуру и танец, живопись и фотографию. Характерной особенностью его творчества стала работа в техниках коллаж и ассамбляж, а также использование банальных, заурядных предметов, которые в его произведениях обретали новый смысл. Сам художник так комментировал свое творчество: «Живопись имеет отношение и к искусству, и к жизни. Я пытаюсь работать в зазоре между ними».
Для Раушенберга было очень важно общение и обмен идеями. Он много путешествовал, дружил с художниками из разных стран. Побывал он и в России, где в 1989 году в ЦДХ в Москве открылась его выставка. Посетив Ленинград, художник встретился в том числе и с автором лекции - Олесей Туркиной.
- Открытию в Мраморном дворце «Музея Людвига в Русском музее» посвящена лекция «Мрамор». Автор лекции - Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. Название лекции не только напоминает о Мраморном дворце, слово «мрамор» традиционно ассоциируется с представлениями о «вечности» и «музейности». На лекции речь идет о возможности применения этого слова по отношению к произведениям современного искусства. Так, в 1994 году во дворе Мраморного дворца вместо привычного тогда революционного броневика перед зрителями предстала работа художника ХА Шульта (HA Schult) - «мраморный» автомобиль Ford Mondeo.
- Об экспозиции музея рассказывает фильм Владимира Гусева из авторского цикла «Век Русского музея» - «Музей Людвига в Русском музее».
- Познакомиться с другими произведениями из коллекции Музея Людвига в Русском музее.
- Подписаться на цикл лекций «Шедевры из Музея Людвига в Русском музее».