Петровский Петербург
Фигура императора Петра I вне всяких сомнений – ключевая для Санкт-Петербурга. Сам Петр, называя город во имя апостола Петра начал творить миф о связи своего личного имени с названием города. Постепенно из города святого апостола Санкт-Петербург превращался в город императора Петра.
Каждая эпоха создавала свой образ царя. Императоры и императрицы считали необходимым сравнивать себя со своим великим предшественником.
Елизавета, «дщерь Петрова», прежде всего, декларировала свое следование заветам отца. Екатерина II чрезвычайно остроумно, не искажая фактической ситуации, поставила себя второй в ряду монархов после Петра, установив своему царственному предшественнику памятник с лаконичной надписью: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Император Павел в первую очередь подчеркивал свое кровное родство с великим предком: «Прадеду Правнук». При Николае I образ первого императора был крайне мифологизирован: хотя и предпринимались попытки исторического изучения личности Петра и его царствования, тем не менее обществу стал скорее известен образ царя – «вечного работника на троне». Хотя Пушкин, автор этих слов, изучая документы, приходил и к другим выводам, но его незаконченная история царствования Петра так и не была опубликована.
Петр стал Великим еще при жизни: на торжествах по случаю заключения Ништадтского мира и завершения Северной войны канцлер Головкин от имени Сената и народа просил царя принять «титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Петр сам содействовал увековечиванию памяти о себе, своем пребывании в городе. Причем, был некий оттенок «мумификации» образа. При жизни с Петра была снята восковая маска, которая была использована для изготовления воскового бюста и головы для «восковой персоны». При посещении Липецких заводов царь оставил отпечаток своей руки, с которого потом была сделана чугунная отливка.
Будто бы конструировался образ, который потом сможет ожить. И он ожил!
В поэме Пушкина «Медный всадник», в легенде о том, как призрак Петра являлся Павлу, продолжал жить в царстве мертвых, увлекательно воссозданным Крекшиным в «Кратком описании славных и достопамятных дел императора Петра Великого ... в царстве мертвых». Говорят, что оживает и восковая персона царя.
Еще при жизни Петра I в Санкт-Петербурге должен был появиться конный монумент царя, который был заказан скульптору Растрелли. Однако работу не удалось завершить, и статуя по гипсовой модели была отлита гораздо позже, а установлена уже императором Павлом перед своей резиденцией, Михайловским замком.
Как люди разных эпох воспринимали Петра Первого? Сколько существует в Петербурге памятников императору? Это и знаменитый Медный всадник, и Петр, спасающий рыбаков на Лахте, царь-плотник, Петр, «держащий в руках всю Францию» в лице маленького Людовика XV, Петр в мундире Преображенского полка скульптора Антокольского, специально созданный к празднованию 200-летнего юбилея со дня рождения царя. Или Шемякинский Петр I, сидящий в Петропавловской крепости без парика, без пьедестала, с лицом-маской, той самой восковой маской, снятой Растрелли с живого царя.
Петров много, можно в шутку сказать, что их не меньше, чем памятников Ленину. Судьбы монументов часто переплетались: в зависимости от идеологии один властитель заменял другого, как например, произошло в зале Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Да и названия города за его более чем трехсотлетнюю историю связаны именно с ними: город был Санкт-Петербургом, Петроградом и Ленинградом.
В какую-то странную перекличку вступают обращенные к Неве Медный всадник и Ленин на броневике у Финляндского вокзала. Оба они вознесены над городом и простирают руку вперед. В поэме «Россия» М.Волошин как бы закрепляет эту смысловую цепочку, говоря, что «Великий Петр был первый большевик».
Как видится нам сегодня Петр? Его волею был создан Санкт-Петербург. И когда мы гуляем по городу, мы сами того не замечая, вспоминаем его. И даже, если облик места представляется нам современным, но узнавая и углубляясь в историю, мы обнаруживаем – это была идея Петра, эта планировка еще Петровского Петербурга.
Что сделала его воля с нами, петербуржцами? Ведь даже, когда мы смотрим на иглу Лахта-центра в 462 метра высотой, мы вспоминаем страстное желание императора построить свой небоскреб, который бы «приподнимал» взор жителей новой столицы от вечной серой горизонтали – к золотистому шпилю колокольни Петропавловки.
На Медиапортале можно посмотреть фильмы, в которых образ Петровского Петербурга, эпоха начала XVIII века и сама личность Петра I раскроется в различных аспектах.
Прежде всего, это цикл фильмов «История одного шедевра. Петр I».
В фильме «Религиозный Петербург» развернется рассказ о Петербурге – городе многих конфессий. Именно эта идея была заложена основателем города. В Русском музее хранятся образа из иконостаса того самого Собора Св.Троицы, куда любил ходить на службу сам царь и где он был провозглашен императором (подробнее о Соборе Св.Троицы в лекции «Петровский Петербург»).
Известно, что Петр I приглашал в Петербург многих иностранных мастеров. Особенно он был счастлив приезду французского архитектора Леблона, который разработал планировку новой столицы. О нем и о других французских мастерах рассказывается в фильме «Французы в Петербурге».
С именем Петра I связаны не только преобразования в государственном устройстве России, но и в сфере культуры и искусства. Фильмы «Портрет XVIII века» и «Искусство начала XVIII века» директор Русского музея Владимир Гусев рассказывает о рождении светского искусства в России, о первых петровских пенсионерах – художниках, которые учились новой технике масляной живописи за границей – Никитине и Матвееве, воссоздают галерею лиц людей XVIII века.
Русский музей обладает одной из самых полных коллекций национального искусства этого периода, крупнейшим мастерам XVIII века посвящена лекция «Русское искусство XVIII века».
Автор: Мария Руденская,
ведущий специалист по научно-просветительской
деятельности Русского музея
службы «Виртуальный Русский музей»