Медиапортал Русского музея
Медиапортал
Русского музея
ВойтиМоя медиатека
Видеоколлекция
  • Век Русского музея
    Век Русского музея
    • Музейный комплекс
    • История музея
    • Средние века
    • XVIII век
    • XIX век
    • XX век
  • Живопись
    Живопись
  • Скульптура
    Скульптура
  • Графика
    Графика
  • Народное искусство
    Народное искусство
  • Древнерусское искусство
    Древнерусское искусство
  • Русское искусство XVIII века
    Русское искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
    Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
    Русское искусство второй половины XIX века
  • Рубеж веков
    Рубеж веков
  • Русское искусство XX века
    Русское искусство XX века
  • Современное искусство
    Современное искусство
  • Выставки Русского музея
    Выставки Русского музея
  • Персоналии
    Персоналии
  • История одного шедевра
    История одного шедевра
  • Реставрация
    Реставрация
  • Музейные профессии
    Музейные профессии
Авторы
Онлайн-кинотеатр
Онлайн-трансляции
Статьи
Тесты
О сайте
  • Подписка
  • Стоимость подписки
  • Условия оплаты
  • Политика
  • Контакты
Ещё
    Медиапортал Русского музея
    Видеоколлекция
    • Век Русского музея
      Век Русского музея
      • Музейный комплекс
      • История музея
      • Средние века
      • XVIII век
      • XIX век
      • XX век
    • Живопись
      Живопись
    • Скульптура
      Скульптура
    • Графика
      Графика
    • Народное искусство
      Народное искусство
    • Древнерусское искусство
      Древнерусское искусство
    • Русское искусство XVIII века
      Русское искусство XVIII века
    • Русское искусство первой половины XIX века
      Русское искусство первой половины XIX века
    • Русское искусство второй половины XIX века
      Русское искусство второй половины XIX века
    • Рубеж веков
      Рубеж веков
    • Русское искусство XX века
      Русское искусство XX века
    • Современное искусство
      Современное искусство
    • Выставки Русского музея
      Выставки Русского музея
    • Персоналии
      Персоналии
    • История одного шедевра
      История одного шедевра
    • Реставрация
      Реставрация
    • Музейные профессии
      Музейные профессии
    Авторы
    Онлайн-кинотеатр
    Онлайн-трансляции
    Статьи
    Тесты
    О сайте
    • Подписка
    • Стоимость подписки
    • Условия оплаты
    • Политика
    • Контакты
    Ещё
      Отложенные 0 Оформить 0
      Медиапортал Русского музея
      Отложенные 0 Оформить 0
      • Видеоколлекция
        • Назад
        • Видеоколлекция
        • Век Русского музея
          • Назад
          • Век Русского музея
          • Музейный комплекс
          • История музея
          • Средние века
          • XVIII век
          • XIX век
          • XX век
        • Живопись
        • Скульптура
        • Графика
        • Народное искусство
        • Древнерусское искусство
        • Русское искусство XVIII века
        • Русское искусство первой половины XIX века
        • Русское искусство второй половины XIX века
        • Рубеж веков
        • Русское искусство XX века
        • Современное искусство
        • Выставки Русского музея
        • Персоналии
        • История одного шедевра
        • Реставрация
        • Музейные профессии
      • Авторы
      • Онлайн-кинотеатр
      • Онлайн-трансляции
      • Статьи
      • Тесты
      • О сайте
        • Назад
        • О сайте
        • Подписка
        • Стоимость подписки
        • Условия оплаты
        • Политика
        • Контакты

      Петровский Петербург

      Главная
      -
      Статьи
      -Петровский Петербург
      Поделиться

      Петровский Петербург

      Фигура императора Петра I вне всяких сомнений – ключевая для Санкт-Петербурга. Сам Петр, называя город во имя апостола Петра начал творить миф о связи своего личного имени с названием города. Постепенно из города святого апостола Санкт-Петербург превращался в город императора Петра.

      Каждая эпоха создавала свой образ царя. Императоры и императрицы считали необходимым сравнивать себя со своим великим предшественником.

      Елизавета, «дщерь Петрова», прежде всего, декларировала свое следование заветам отца. Екатерина II чрезвычайно остроумно, не искажая фактической ситуации, поставила себя второй в ряду монархов после Петра, установив своему царственному предшественнику памятник с лаконичной надписью: «Петру Первому Екатерина Вторая». 

      Император Павел в первую очередь подчеркивал свое кровное родство с великим предком: «Прадеду Правнук». При Николае I образ первого императора был крайне мифологизирован: хотя и предпринимались попытки исторического изучения личности Петра и его царствования, тем не менее обществу стал скорее известен образ царя – «вечного работника на троне». Хотя Пушкин, автор этих слов, изучая документы, приходил и к другим выводам, но его незаконченная история царствования Петра так и не была опубликована.

      Петр стал Великим еще при жизни: на торжествах по случаю заключения Ништадтского мира и завершения Северной войны канцлер Головкин от имени Сената и народа просил царя принять «титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Петр сам содействовал увековечиванию памяти о себе, своем пребывании в городе. Причем, был некий оттенок «мумификации» образа. При жизни с Петра была снята восковая маска, которая была использована  для изготовления воскового бюста и головы для «восковой персоны». При посещении Липецких заводов царь оставил отпечаток своей руки, с которого потом была сделана чугунная отливка. 

      Будто бы конструировался образ, который потом сможет ожить. И он ожил! 

      В поэме Пушкина «Медный всадник», в легенде о том, как призрак Петра являлся Павлу, продолжал жить в царстве мертвых, увлекательно воссозданным Крекшиным в «Кратком описании славных и достопамятных дел императора Петра Великого ... в царстве мертвых». Говорят, что оживает и восковая персона царя.

      Еще при жизни Петра I в Санкт-Петербурге должен был появиться конный монумент царя, который был заказан скульптору Растрелли. Однако работу не удалось завершить, и статуя по гипсовой модели была отлита гораздо позже, а установлена уже императором Павлом перед своей резиденцией, Михайловским замком.

      Как люди разных эпох воспринимали Петра Первого? Сколько существует в Петербурге памятников императору? Это и знаменитый Медный всадник, и Петр, спасающий рыбаков на Лахте, царь-плотник, Петр, «держащий в руках всю Францию» в лице маленького Людовика XV, Петр в мундире Преображенского полка скульптора Антокольского, специально созданный к празднованию 200-летнего юбилея со дня рождения царя. Или Шемякинский Петр I, сидящий в Петропавловской крепости без парика, без пьедестала, с лицом-маской, той самой восковой маской, снятой Растрелли с живого царя.

      Петров много, можно в шутку сказать, что их не меньше, чем памятников Ленину. Судьбы монументов часто переплетались: в зависимости от идеологии один властитель заменял другого, как например, произошло в зале Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Да и названия города за его более чем трехсотлетнюю историю связаны именно с ними: город был Санкт-Петербургом, Петроградом и Ленинградом.

      В какую-то странную перекличку вступают обращенные к Неве Медный всадник и Ленин на броневике у Финляндского вокзала. Оба они вознесены над городом и простирают руку вперед. В поэме «Россия» М.Волошин как бы закрепляет эту смысловую цепочку, говоря, что «Великий Петр был первый большевик».

      Как видится нам сегодня Петр? Его волею был создан Санкт-Петербург. И когда мы гуляем по городу, мы сами того не замечая, вспоминаем его. И даже, если облик места представляется нам современным, но узнавая и углубляясь в историю, мы обнаруживаем – это была идея Петра, эта планировка еще Петровского Петербурга.

      Что сделала его воля с нами, петербуржцами? Ведь даже, когда мы смотрим на иглу Лахта-центра в 462 метра высотой, мы вспоминаем страстное желание императора построить свой небоскреб, который бы «приподнимал» взор жителей новой столицы от вечной серой горизонтали – к золотистому шпилю колокольни Петропавловки.

      На Медиапортале  можно посмотреть фильмы, в которых образ Петровского Петербурга, эпоха начала XVIII века и сама личность Петра I раскроется в различных аспектах. 

      Прежде всего, это цикл фильмов «История одного шедевра. Петр I». 

      В фильме «Религиозный Петербург» развернется рассказ о Петербурге – городе многих конфессий. Именно эта идея была заложена основателем города. В Русском музее хранятся образа из иконостаса того самого Собора Св.Троицы, куда любил ходить на службу сам царь и где он был провозглашен императором (подробнее о Соборе Св.Троицы в лекции «Петровский Петербург»). 

      Известно, что Петр I приглашал в Петербург многих иностранных мастеров. Особенно он был счастлив приезду французского архитектора Леблона, который разработал планировку новой столицы. О нем и о других французских мастерах рассказывается в фильме «Французы в Петербурге». 

      С именем Петра I связаны не только преобразования в государственном устройстве России, но и в сфере культуры и искусства. Фильмы «Портрет XVIII века» и «Искусство начала XVIII века» директор Русского музея Владимир Гусев рассказывает о рождении светского искусства в России, о первых петровских пенсионерах – художниках, которые учились новой технике масляной живописи за границей – Никитине и Матвееве, воссоздают галерею лиц людей XVIII века. 

      Русский музей обладает одной из самых полных коллекций национального искусства этого периода, крупнейшим мастерам XVIII века посвящена лекция «Русское искусство XVIII века».


      Автор: Мария Руденская,
      ведущий специалист по научно-просветительской
      деятельности Русского музея
      службы «Виртуальный Русский музей»

       



      Фотогалерея
      • Петровский Петербург
      • Петровский Петербург
      • Петровский Петербург
      • Петровский Петербург
      • Петровский Петербург

      Поделиться

      Назад к списку
      Категории
      • IT в культуре34
      • Об Искусстве52
      • Онлайн-премьеры19
      • Реставрация18
      • События80
      Статьи
      • Виртуальная выставка «Санкт-Петербург. Город и горожане»
        Виртуальная выставка «Санкт-Петербург. Город и горожане»
        26 мая 2023
      • Scultura italiana sulle rive della Neva. Il Giardino d’Estate. Lezione online
        Scultura italiana sulle rive della Neva. Il Giardino d’Estate. Lezione online
      • Онлайн-лекция С. М. Грачевой «Современная петербургская академическая живопись. Жанровые проблемы»
        Онлайн-лекция С. М. Грачевой «Современная петербургская академическая живопись. Жанровые проблемы»
      • Онлайн-лекция Н. Д. Кареевой «Итальянская скульптура на берегах Невы. Летний сад»
        Онлайн-лекция Н. Д. Кареевой «Итальянская скульптура на берегах Невы. Летний сад»
      • Онлайн-лекция С. М. Грачевой «Всероссийская академия художеств. Страницы истории. Часть 3. 1940-е годы»
        Онлайн-лекция С. М. Грачевой «Всероссийская академия художеств. Страницы истории. Часть 3. 1940-е годы»
      Облако тегов
      лекция музей скульптура фильм
      Медиапортал Русского музея
      Моя медиатека
      Политика и Оферта
      Русский музей
      Доступ к видео
      Условия оплаты
      Статьи
      Будьте всегда в курсе!
      Оставайтесь на связи
      • Вконтакте
      • YouTube
      • Одноклассники
      Наши контакты
      media@rusmuseumvrm.ru
      г. Санкт-Петербург, Инженерная улица, дом 8
      2023 © Медиапортал Русского музея
      Сообщить об ошибке
      Создание сайта - infospice.ru infospice