«Эхо экспрессионизма»
30 октября 2020 года в Центре мультимедиа Русского музея прошла лекция Екатерины Юрьевны Андреевой, ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея, кандидата искусствоведения, доктора философских наук, о выставке «Эхо экспрессионизма».
Известный искусствовед Николай Пунин полагал, что в 1920-е пути на футуризм стали путями на экспрессионизм. Однако с 1930-х экспрессионизм в советском искусстве оказался под запретом: его объявили «формализмом», художников-формалистов заклеймили «пачкунами», эксперимент экспрессионизма был вытеснен из публичной сферы, на что указывает слово эхо в названии выставки. Но сам трагический ход истории требовал экспрессивной формы, и художники блокадного Ленинграда: Татьяна Глебова, Георгий Траугот, Александр Русаков, Вячеслав Пакулин запечатлели урбанистическую катастрофу ХХ века – лейтмотив европейского экспрессионизма. Позднее вспоминая свой опыт военных лет, художники и скульпторы ЛОСХ, как, например, Любовь Холина или Евсей Моисеенко не могли временами не обращаться к экспрессионизму.
В Ленинграде конца 1940-х – 1970-х экспрессионизм оказывается идеологией тех, по отношению к официальному искусству, немногих художников, кто проявил смелость торить собственный путь: Александра Арефьева и его товарищей по «Ордену нищенствующих живописцев», учеников Осипа Сидлина, Евгения Михнова-Войтенко, Константина Симуна, Соломона Россина, Бориса Кошелохова. В перспективе истории искусства именно они стали создателями универсальных художественных систем и авторами эпических произведений о ленинградской и российской жизни. В их творчестве возродились интеллектуальный масштаб и глубина, которыми в 1910-1920-е годы славился петроградский авангард.
Лекция представляет универсализм экспонентов выставки и показывает историческое развитие ленинградского экспрессионизма в движении к 1980-м годам, когда он вливается в мировую «новую волну», охватившую Европу и США. В творчестве «Новых художников» - неоэкспрессионистов Тимура Новикова, Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Инала Савченкова, Вадима Овчинникова искусство города вновь активирует авангардную энергию и открытость миру.
Выставка «Эхо экспрессионизма» была организована в 2020 году в залах Мраморного дворца, где впервые было представлено искусство Ленинграда 1940–1980-х годов объединенным в традиции экспрессионизма. Экспозиция и каталог были подготовлены с помощью отделов живописи, скульптуры и графики ХХ века, отдела новейших течений Государственного Русского музея, отдела рисунка Государственного Эрмитажа, Нового музея Аслана Чехоева, Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ - XXI веков, К-Gallery, галереи Anna Nova, коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы.